ШОТЛАНДСКИЙ ТЕРЬЕР

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ ПОРОДЫ

Мы представляем различные точки зрения, но не берем на себя ответственность за содержание авторских материалов. Портал – это не сборник догм и правил, а лишь «библиотека» полезной информации! Как применить эту информацию зависит ТОЛЬКО от ВАС!

 

Для определения индивидуальных особенностей характера и тенденций поведения в кинологии разработаны тесты для щенков, которые помогают установить степень совместимости собаки с человеком и выявить предрасположенность ее к доминированию. Это…

  • тестирование помета по Томану (для выявления доминантных щенков);
  • тест с зеркалом Брето;
  • тест с ожившей игрушкой Кейннека (оценивает характер щенка и организацию отношений человек -  собака);
  • тест американского кинолога Ц. Плаффенбергера, который занимался отбором и дрессировкой собак-проводников слепых, их дополнил и переработал для других видов служб западногерманский кинолог Ф.Ганз.

Наиболее известными и получившими широкое применение считаются тесты этолога из Калифорнии Уильяма Кэмпбелла, разработанные в 1975 году. Эта система отрабатывалась 8 лет и принята для большинства пользовательных (рабочих) пород. Гейл Фишер и Венди Волхард в 1979 году дополнили их, эти тесты помогают выбирать щенков для дрессировки, охоты, выставок, как компаньона и т.д. Здесь мы приводим методику этих двух последних и наиболее распространенных видов тестирования: Кэмпбелла и Фишера-Волхарда, а также тестирование помета по Томану.

 

ТЕСТ УИЛЬЯМА КЭМПБЕЛЛА

Тест позволяет по поведению щенка в возрасте от 6 до 8 недель (не позднее) довольно точно выявить характер (темперамент) собаки и дать рекомендации о пригодности того или иного щенка к различного рода занятиям. Эта система отрабатывалась в течение 8 лет на более чем 10 тысячах собак различных пород.

Тесты должны проводиться компетентным специалистом, которого (в идеальном случае) щенки никогда не видели. Тест должен проводиться в незнакомом щенкам помещении и в такое время дня, когда они наиболее активны. Каждый щенок проверяется отдельно! Это поможет более точно провести тест. В противном случае на результат повлияет поведение «стаи», например, уверенность, которую может придать щенку присутствие собратьев.

ТЕСТ СОСТОИТ ИЗ ПЯТИ ПУНКТОВ:

1. Социальное притяжение

2. Способность следовать за человеком

3. Реакция на принуждение

4. Социальное превосходство

5. Доминирование при взятии щенка на руки

ТИП ПОВЕДЕНИЯ:

А - очень доминирующий тип

В - доминирующий тип

С - подчиняющийся тип

D - очень подчиняющийся тип

Е - практически невоспитуемый тип

ТЕСТИРОВАНИЕ

1. СОЦИАЛЬНОЕ ПРИТЯЖЕНИЕ

Поставьте щенка на пол, отойдите на несколько шагов в направлении, противоположном тому, откуда вы пришли. Присядьте или встаньте на колени и похлопайте в ладоши, привлекая его внимание.

Реакция:

А — щенок подбегает сразу, прыгает на тестирующего, играет, лижет и покусывает руки, хвост поднят вверх;

В — щенок подбегает сразу и начинает царапать тестирующего лапами, хвост поднят вверх;

С — щенок подбегает свободно, но хвост опущен;

D —щенок подбегает, но не сразу, а после некоторого колебания и смущения, вид у него растерянный;

Е — щенок не подбегает совсем.

2. СПОСОБНОСТЬ СЛЕДОВАТЬ ЗА ЧЕЛОВЕКОМ

Встаньте рядом со щенком, затем нормальным шагом начните удаляться от него.

Реакция:

А — щенок бежит за тестирующим сразу, весел, старается "ухватить" за ноги, хвост поднят вверх;

В — щенок бежит за тестирующим сразу, следует рядом или "путается" под ногами, хвост задран;

С — щенок бежит за тестирующим сразу, но несмело, несколько робко и немного отставая, хвост опущен;

D — щенок очень робко идет за тестирующим, растерян и смущен, хвост опущен;

Е — щенок не идет за тестирующим пли уходит (полный отказ следовать).

3. ОТВЕТ НА ПРИНУЖДЕНИЕ

Тестирующий осторожно переворачивает щенка животом вверх и удерживает его около 30 с, держа в области груди.

Реакция на принуждение показывает, в какой степени он переносит физическое и психологическое превосходство, то есть его подчиняемость.

Реакция:

А — сразу и активно протестует, борется с рукой, выворачивается и кусает;

В - сразу и активно протестует, выскальзывает из-под руки тестирующего;

С — вначале протестует, потом успокаивается;

D — не протестует совсем, лижет руки;

Е — лежит неподвижно, очень напуган.

4. СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕВОСХОДСТВО

Щенок стоит или лежит. Тестирующий гладит щенка вдоль спины. Тест рассчитан на определение способности щенка принимать или отвергать социальное превосходство — в данном случае человека. Если щенок сам склонен к превосходству — доминированию, то он будет прыгать, кусаться и рычать. Если щенок независим, то попытается отойти в сторону, а если труслив — то в панике, напрягшись, прижмется к полу вплоть до крика и поспешного бегства.

Реакция:

А - щенок сразу выказывает радость, подскакивает, прыгает на тестирующего, бьет его лапами, лижет руки;

В - подскакивает, бьет тестирующего лапами, лижет руки;

С - поворачивается к тестирующему и лижет руки;

D - ложится перед тестирующим на спину и лижет руки;

Е - далеко отбегает и больше не подходит.

5. ДОМИНИРОВАНИЕ ПРИ ВЗЯТИИ ЩЕНКА НА РУКИ

Тестирующий приподнимает щенка над полом примерно на 30 секунд, поддерживая его обеими руками под животик и грудь.Не имея опоры, щенок почувствует себя в полной власти тестирующего.

Реакция:

А - щенок яростно протестует, энергично вырывается из рук тестирующего, кусается и рычит;

В - щенок активно протестует, но не кусается;

С - щенок начинает протестовать, затем успокаивается и лижет тестирующему руки;

D - щенок не протестует, спокойно висит или лижет тестирующему руки;

Е - щенок перепуган, напряжен.

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ:

Вариант оценки №1

1. При результате 2А и более вместе с несколькими В:

  • считается, что такой щенок будет стараться главенствовать и всех подчинять себе.
  • Он может быть потенциально агрессивен и склонен кусать, если встретит резкое обращение со стороны человека и сородичей.
  • Такого щенка не рекомендуется брать в семью, где есть маленькие дети или старики.
  • Для воспитания щенка, обладающего таким характером, необходим опытный дрессировщик. Атмосфера в семье должна быть спокойной. Воспитывать подобных щенков следует спокойно, без физических наказаний, использовать в качестве защитно-караульной собаки.

2. При результате 3В и более:

  • считается, что такой щенок имеет склонность к спокойному, уверенному превосходству и лидерству. Он будет иметь способности к дрессировке, к выступлению в спортивных соревнованиях IPO или аджилити.
  • При верно выбранной стратегии воспитания такой щенок станет преданным и послушным другом.
  • С ним удобно и приятно находиться в любой обстановке — как в толпе, так и дома на диване.

3. При результате ЗС и более:

  • считается, что такой щенок будет прекрасно адаптироваться к любым условиям.
  • Он послушен и прекрасно подходит для семьи, где есть дети и старики.
  • Однако могут возникнуть проблемы с отработкой у собаки защитно-караульных качеств.

4. При результате 2D и более особенно с одним или несколькими Е:

  • считается, что такой щенок подвержен влиянию обстоятельств и склонен к подчинению, для уверенности ему необходим тесный, постоянный контакт с человеком, он нуждается в поощрениях; тактика воспитания должна быть основана на постоянном внимании к нему, любви и чуткости.
  • Такой щенок, как правило, спокоен в семье, где воспитываются дети, но может кусать, если с ним плохо обращаются, в этом выражается его форма защиты.

5. При результате 2D и более в сочетании с Е в разделе "Социальное превосходство":

  • у щенка могут возникнуть трудности в процессе социализации, необходимо применение специальных методов дрессировки.
  • Если при тестировании такой щенок получит еще оценку А или В, то он может иметь склонность нападать из страха, особенно при наказаниях.
  • Если при тестировании щенок получил еще и несколько С или одно D, то такой щенок наверняка будет теряться в стрессовых ситуациях, с детьми будет неуравновешен.

Поведение его непредсказуемо.Требует постоянного контроля. Щенок будет трудно поддаваться дрессировке. Воспитательные меры практически не будут оказывать никакого воздействия.

Может кусать из страха или в стрессовой ситуации. Подобного щенка нельзя брать в семью, где есть дети. Требует опытного подхода в дрессуре.

Вариант оценки №2

  1. Большинство ответов A — доминирующее агрессивное поведение (холерик). Такого щенка нельзя рекомендовать в качестве собаки-компаньона. В будущем, при условии правильной дрессировки, собака может стать хорошим охранником или выполнять другую службу.
  2. Большинство ответов B — собака с сильным, уравновешенным характером (сангвиник). Из такого шенка вырастет хороший служебный пес, но щенок требует очень серьезной дрессировки.
  3. Большинство ответов C — собака с хорошими способностями к обучению и уравновешенным темпераментом (флегматик). Однако дрессировка потребует от хозяина большого терпения.
  4. Большинство ответов D- подчиненное поведение. Собака такого типа (заторможенный флегматик или меланхолик) мало пригодна для служебной дрессировки, но может быть неплохим компаньоном, при условии правильного воспитания.
  5. Большинство ответов E — собака с подавленной психикой, малообщительная, непредсказуемая (меланхолик, оборонительный инстинкт выражен в пассивной форме).

Результаты однократно проведенных тестов нельзя считать окончательными, ведь при проверке щенок может быть голоден, испуган, плохо себя чувствовать или у него просто может быть плохое настроение.

Для стабильности результата следует повторить тестирование (возможно, два, три раза) выбранного щенка в других условиях и только тогда сделать окончательный вывод.

 

ТЕСТЫ ФИШЕРА-ВОЛХАРДА

Каждый из 9 тестов оценивается по 6-бальной шкале.

Лучший возраст для тестирования 49 дней, т.к. у щенков еще нет жизненного опыта, но мозг уже достаточно развит; при тестировании позднее уже окружающая обстановка оказывает влияние на реакции щенков.

Тестирование проводится до еды и в незнакомом месте.

Человек, проводящий тестирование должен быть щенкам незнаком.

Не должно быть зрительных и звуковых раздражителей, однопометников и т.д.

1. Тяготение к обществу

Перед проведением первого и второго тестов отметьте на полу место, куда заводчик будет приносить щенков по одному. Отмерьте от этого места 4 шага и снова сделайте отметку на полу. Сюда должен встать тестирующий. Заводчик приносит каждого щенка и ставит на отмеченное место спокойно и аккуратно, чтобы не испугать до начала проверки.

Присядьте на корточки и попытайтесь подозвать щенка к себе, похлопайте слегка в ладоши, а когда он подойдет, погладьте и поощрите. Если щенок не хочет подходить, медленно приблизьтесь к нему, протяните ладони, позволяя обнюхать, слегка погладьте и ласково поговорите. Этого обычно достаточно, чтобы внушить доверие робкому щенку. Это не повлияет на результаты теста и будет считаться, что щенок не подошел совсем.

Реакция:

1 балл - щенок с готовностью подходит, виляя хвостом, прыгает, кусает за руки;

2 балла - уверенно подходит, виляя хвостом, просится на руки;

3 балла - уверенно подходит, виляя хвостом;

4 балла - уверенно подходит, хвост опущен;

5 баллов - подходит неуверенно, хвост опущен;

6 баллов - совсем не подходит

2. Следование

Проводится сразу после первого и показывает потребность в обществе и готовность следовать за лидером. Медленно поднимитесь, щенок должен смотреть на Вас, и уходите, похлопывая себя по ноге и зовя щенка следовать за Вами.

Реакция:

1 балл - уверенно следует за Вами у самых ног, хвост поднят, пытается укусить за ноги;

2 балла - уверенно следует за Вами у самых ног, хвост поднят;

3 балла - уверенно следует за Вами, хвост поднят;

4 балла - уверенно следует за Вами, хвост опущен;

5 баллов - следует неохотно, хвост опущен;

6 баллов - отказывается идти за Вами.

3.Удержание

Для проведения теста опуститесь на колени рядом с малышом. Щенок находится на полу. Мягко переверните его на спину. Положите одну руку на грудь щенка и удерживайте его в этом положении. Давление должно быть таким, чтобы только не дать ему возможности перевернуться. Все время наблюдайте за малышом, смотрите ему в глаза, если он смотрит на Вас. Сохраняйте молчание и ведите себя нейтрально. Удерживайте щенка около 30 секунд.Это наиболее важный тест, он показывает тенденцию к доминированию или покорности и то, насколько собака будет позволять человеку руководить собой. Чем больше доминирует щенок, тем больше опыта потребуется владельцу для его воспитания.

Реакция:

1 балл - активно вырывается, пытается укусить;

2 балла - активно вырывается;

3 балла - вырывается, пытается поймать Ваш взгляд;

4 балла - вырывается, но затем успокаивается;

5 баллов - не пытается вырваться;

6 баллов - не пытается вырваться, но избегает смотреть на Вас.

4. Социальное доминирование

Проводится сразу после предыдущего. Опуститесь на колени, посадите щенка на пол, развернув мордой к себе под углом 45 градусов. Начинайте шлепать щенка ладонью от головы к хвосту. Подставьте к нему лицо, чтобы он мог лизнуть Вас, если захочет. Во время теста можете спокойно разговаривать с малышом. Этот тест показывает, насколько щенок способен признавать лидерство человека и его умение прощать. Злопамятный щенок вырастет в собаку, которая выражая недовольство, будет дуться несколько дней после взбучки, если сочтет, что несправедливо наказана. Дрессировка такой собаки будет довольно сложна.

Реакция:

1 балл - вскакивает, бьет лапами, кусается;

2 балла - вскакивает, бьет лапами;

3 балла - прижимается к Вам и пытается лизнуть в лицо;

4 балла - поворачивает голову и облизывает руки;

5 баллов - переворачивается на спину и лижет руки;

6 баллов - уходит и не возвращается.

5. Доминирование при подъеме

Показывает реакцию щенка в ситуации, которую он не может контролировать. Поверните щенка мордой к себе, обхватите его руками в области ребер и поднимите над полом. Сохраняя молчание, продержите щенка в этом положении 30 секунд.Щенок, который в Ваших руках расслабится и не проявит напряжения или страха, вырастая, легко будет чувствовать себя в неконтролируемых им ситуациях, например, при посещении ветеринарной клиники. Напряженный или вырывающийся щенок вырастет в собаку, которая вряд ли легко позволит человеку доминировать над собой.

Реакция:

1 балл - активно вырывается, рычит, пытается укусить;

2 балла - активно вырывается;

3 балла - не вырывается, расслабляется;

4 балла - вырывается, пытается лизнуть;

5 баллов - не вырывается, лижет руки;

6 баллов - не вырывается и застывает.

6. Возвращение

Результаты теста покажут, сложно ли будет обучить собаку аппортировке и ее готовность выполнять команды. Сядьте на пол и посадите щенка между коленями спиной к себе. Скомкайте пачку из под сигарет, помахайте ей перед носом щенка, чтобы привлечь его внимание и отбросьте на 2-4 шага. Пока щенок бежит за бумажкой, отойдите на пару шагов назад. Вернувшегося к Вам малыша щедро похвалите.Если щенок проявил готовность принести бумажку и возвращается к Вам, этим он демонстрирует высокую степень послушания. Если он предпочел играть с бумажкой в одиночестве - это показывает его независимость и для дрессировки такой собаки потребуется больше терпения и опыта.

Реакция:

1 балл - подбегает к предмету, хватает его и убегает прочь;

2 балла - подбегает к предмету, хватает его и остается на месте;

3 балла - подбегает к предмету, хватает его и приносит обратно;

4 балла - подбегает к предмету, но возвращается без него;

5 баллов - начинает двигаться в сторону предмета, но теряет к нему интерес;

6 баллов - не интересуется предметом и остается на месте.

7. Чувствительность

Дает представление о том, легко ли будет щенок переносить физические воздействия и показывает порог его чувствительности. Чувствительные собаки будут реагировать на малейшее одергивание поводка; малочувствительному щенку, возможно, понадобиться специальный строгий ошейник. Большинство пород имеют среднюю чувствительность, однако служебные и охотничьи собаки обычно реагируют на боль меньше. Поместите щенка на пол перед собой. Положите его переднюю лапу себе на ладонь и пальцами другой руки сожмите перепонку на лапе между пальцами щенка. Считая до десяти, постепенно увеличивайте силу сжатия, начиная с легкого, едва заметного до очень сильного. Как только щенок среагирует на боль, отпустите лапу.Явной реакцией будет активное отдергивание лапы или попытка укусить за руку. Некоторым щенкам не нравится даже когда просто дотрагиваются до их лап, в этом случае проводите этот же тест, сжимая пальцами край уха щенка.

Реакция:

1 балл - реакция при счете 8-10;

2 балла - реакция при счете 6-7;

3 балла - реакция при счете 5-6;

4 балла - реакция при счете 2-4;

5 баллов - реакция при счете 1.

8. Чувствительность к звукам

Дает представление о реакции щенка на громкие и резкие звуки. Реакция испуга тесно связана с робостью, отсутствие реакции может указывать на глухоту. Посадите щенка одного спиной к источнику звука. Ударьте металлической ложкой по миске или тарелке и проследите за поведением щенка. Если реакция не ясна, повторите тест еще раз.

Реакция:

1 балл - слышит звук и с лаем направляется к источнику;

2 балла - слышит звук и начинает лаять;

3 балла - слышит звук, проявляет интерес и направляется к источнику;

4 балла - слышит звук и оборачивается;

5 баллов - слышит звук, пугается и убегает;

6 баллов - игнорирует звук, не проявляет интерес.

Если щенок реагирует на звук и направляется в его сторону - это говорит о смелости и самоуверенности. Испуг говорит о высокой степени чувствительности, такой собаке не место в шумном доме и на собачьих выставках.

9. Зрительная чувствительность

Показывает реакцию щенка на незнакомый объект. Привяжите к краю полотенца веревку и положите его на пол перед щенком. Подергайте за веревку, чтобы полотенце двигалось по полу в сторону от собаки.Проявленное любопытство и стремление настичь полотенце покажет самоуверенность щенка и его агрессивность.

Реакция:

1 балл - смотрит, нападает и кусает;

2 балла -  смотрит, лает и виляет хвостом;

3 балла - смотрит с любопытством, пытается догнать;

4 балла - смотрит и лает, хвост опущен;

5 баллов - пугается и убегает прочь;

6 баллов - не проявляет интереса.

ПОДСЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ

Определите, какое количество набранных баллов встречается в результатах чаще. Этот балл и будет конечным результатом.

Если щенок в большинстве тестов набрал 1 балл - то из него может вырасти крайне агрессивная собака со склонностью к доминированию;

2 балла - очень доминирующая;

3 балла - активная и немного доминирующая;

4 балла - покорная и старательная;

5 баллов - крайне покорная и тихая;

6 баллов - независимая и мало привязанная к человеку.

Первые пять тестов показывают степень совместимости щенка с человеком.

Щенки, набравшие преимущественно 1 балл в этих тестах, особенно в тесте “Социальное доминирование”, который показывает степень доминирования и тенденции к агрессивности, могут подойти только опытным и компетентным людям. Такой щенок будет бороться с хозяином за место лидера и с возрастом могут возникнуть проблемы. Такая собака способна укусить. Она может быть использована в качестве сторожа.

Щенки, получившие 2 балла, доминирующие, уверенные в себе, они также могут кусаться. Такой щенок в умелых руках может стать идеальной рабочей или выставочной собакой. При правильном воспитании он позволит человеку стать лидером и сохранит функцию охранника. Как бы то ни было, с этим щенком неопытный, начинающий собаковод не справиться.

Щенки, набравшие 3 балла - прыгучие и активные. Они прекрасно поддаются дрессировке и, если получат соответствующее воспитание, будут иметь прекрасные выставочные и рабочие перспективы. Они слишком самонадеянны и уверены в себе, чтобы подойти начинающему собаководу, не имеющему навыков в воспитании собак.

Щенки, набравшие 4 балла—это собаки, про которых говорят “послушна от рождения” или “понимает с полуслова”. Такой щенок вывернется наизнанку, чтобы угодить Вам. Он легко дрессируется, хорошо ладит с детьми и идеально подходит на роль домашнего любимца. Он не чрезмерно самонадеян и имеет качества, необходимые для шоусобаки.

Щенки, набравшие 5 баллов, недостаточно уверенны в себе, они подойдут для спокойного дома и потребуют особого воспитания. Они не так легко будут приспосабливаться к переменам и лучше всего будут чувствовать себя в доме спокойной пожилой четы. Если собака имеет 5 баллов в тестах на чувствительность (прикосновение, звуковые и зрительные раздражители), она будет робкой и пугливой.

Щенки, набравшие 6 баллов, демонстрируют независимость и недостаточный интерес к людям. Вырастая, такая собака не будет нуждаться в любви и ласке человека. Такие свойства часто встречаются у некоторых пород собак. Многие северные породы, а также некоторые охотничьи, обладают подобным характером. Иногда отмечалось, что щенок, получивший 6 баллов, был любимцем заводчика, уже успел сильно привязаться к нему и поэтому не проявлял интереса к посторонним людям. Если в этом случае заводчик лично проводит повторное тестирование щенка (на незнакомой территории), результат тестирования бывает совсем другим.

Иногда из-за недостаточной социализации щенков (когда они не имели достаточного контакта с человеком и содержались на территории, лишенной внешних раздражителей), все щенки в помете практически не реагируют на человека и окружающую обстановку.

 

ТЕСТИРОВАНИЕ ПОМЕТА ПО ТОМАНУ

Предлагаемые тесты предназначены для выявления предрасположенности щенков помета к доминированию.

Щенки распределяются по четырем категориям:

  1. категория Л, "лидер", вожак стаи;
  2. категория П, "преданные", подчиненные собаки, т.е. послушные;
  3. категория О, "отстраненные", равнодушные собаки;
  4. категория А, "асоциальные", пугливые и строптивые собаки.

1. Щенки оказываются в незнакомом помещении.

Мать достаточно удалена от помета, чтобы щенки не могли ее слышать. Заводчик тоже находится на значительном расстоянии.

  • Тип Л не лает и исследует новое помещение спокойно.
  • Тип П лает на Л и пытается втянуть его в игру.
  • Тип О не двигается, выглядит потерянным, скулит, глядя вокруг; следует за другими.
  • Тип А ходит кругами, скулит.

Через несколько минут

  • Л и П играют вместе,
  • О пытается присоединиться к ним, но убегает при малейшей неудаче,
  • А не участвует в играх и скулит.

2. Появление заводчика.

При приближении заводчика:

  • А и О бегут к нему,
  • П спокойно подходит,
  • Л просто смотрит либо занимается своими делами.

3. Внос корма.

Эта ситуация полностью меняю позицию щенков по сравнению с предыдущим тестом

Л и П начинают есть, даже если сыты, и нападают на А и О когда те пытаются подойти. Заводчик вынужден часто вмешиваться, чтобы восстановить порядок и убедиться, что все смогут поесть.

4. Появление неизвестного предмета.

Поблизости от щенков бросают предмет наподобие пластиковой бутылки, но так, чтобы не задеть их.

  • Л бежит к предмету и начинает его кусать.
  • П подходит осторожнее, затем вместе с Л начинает обследовать предмет и играть с ним.
  • О напуган, он предпочитает держаться на расстоянии от предмета, может, поскуливая, даже отойти от него.
  • А - ее страх очевиден, она быстро убегает, скулит и не подходит к предмету даже через несколько минут.

5. Неожиданный звук.

Когда раздается звук, Л поднимает голову, настораживает уши, направляет их в сторону, оставаясь при этом на месте. Остальные щенки в панике пытаются убежать. Если поместить в центре между щенками будильник и через две минуты заставить его звенеть, то только Л не сдвинется с места, он будет смотреть на будильник, а затем отправится его исследовать. П остановится первым и будет ждать реакции Л.

6. Заводчик остается со щенками, но не двигается. Щенки тотчас узнают его, но только О и А бегут к нему. П остается поблизости, а Л не реагирует на его присутствие.

7. Возобновление контакта с матерью. Заводчик все еще рядом. Л первым идет к матери, направляясь прямо к ее задним соскам (там больше молока), за ним следует щенок типа П и наконец О и А.

8. Кормление. В этой последней ситуации каждый должен иметь доступ к миске. Л не дерется, он спокойно ест до тех пор, пока не насытится, ни один из щенков не беспокоит его. П часто меняет место, но ест спокойно. Зато А и О постоянно ссорятся.

Яндекс.Метрика