ШОТЛАНДСКИЙ ТЕРЬЕР

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ ПОРОДЫ

Мы представляем различные точки зрения, но не берем на себя ответственность за содержание авторских материалов. Портал – это не сборник догм и правил, а лишь «библиотека» полезной информации! Как применить эту информацию зависит ТОЛЬКО от ВАС!

Цикл статей (ОБЪЕДЕНЕНО В ОДНУ!) о поведенческих цепочках в дрессировке: как они образуются, как бороться с ненужными цепочками и закреплять нужные. Автор Denise Fenzi.
Много, но ПОЗНАВАТЕЛЬНО! Наберитесь терпения!!!

Часть 1, основы.

Цепочка поведений (поведенческая цепочка) – это ряд отдельных поведений, которые объединены вместе, чтобы получить законченную «цепь». Все, кто занимается спортом с собаками, требуют от собаки выполнения поведенческих цепочек: в заранее известной последовательности (например, в обидиенсе) или следуя указания ведущего (например, аджилити). В результате, все успешные тренеры научились создавать такие цепочки, даже если они не думают о научении именно в таких терминах.

Давайте взглянем на поведенческие цепочки поближе. Понимание принципов их работы поможет вам избежать (или убрать) многие нежелательные элементы, которые могли закрасться в вашу цепочку.

Вот для примера цепочка действий в подаче через высокий барьер (по англ. the Retrieve over High Jump, ROH), упражнение в обидиенс: сидеть, ждать, бежать вперед, перепрыгнуть, поднять, снова перепрыгнуть, фронтальный подход, удержание, отдача, завершение упражнения.

Если собака совершает ошибка внутри цепочки, но ей все равно позволяют закончить цепь до конца, высока вероятность, что ошибка станет частью цепочки, особенно, если ошибка легче к выполнению для собаки или если ошибка является самоподкреплением для собаки.

Снова возьмем для примера подачу через высокий барьер. Если собака сидит, ждет, бежит к барьеру корректно, но на моменте подъема гантели собака останавливается и нюхает пару секунд, прежде чем завершить цепочку, то этот момент нюханья может легко стать частью цепочки, если для собаки он является подкреплением. Отработка таких моментов критически важна.

Нюханье является самоподкреплением для многих собак. Если вашей собаке разрешено добавить этот кусочек в цепочку поведений, а затем разрешено доделать цепочку до конца без четкой обратной связи, тогда нюханье станет частью цепочки и будет появляться всегда, когда собаке захочется понюхать. Скорей всего вы не будете видеть это на каждой подаче, потому что у собаки нет желание нюхать что-то каждую подачу, но вы определенно увидите это поведение снова.

Итак, что же вы должны делать, когда собака добавляет в цепочку нежелательный элемент?

Вы должны прекращать упражнение сразу же, как только собака отклоняется от корректной цепочки. Конечно, это подразумевает, что собака была научена выполнять все элементы быстро и правильно до того, как они были собраны в цепочку, и собака четко понимает, как цепочка должна выполняться правильно. (если нет, то не тренируйте эти поведения в цепочке, разбейте все на элементы и тренируйте их отдельно). Если ваша собака не знает, как правильно, то указывая ей на ошибки, вы ведете ее к отказу от работы. Постарайтесь не попасть в такую ситуацию.

Как быть с поведениями, которые не являются самоподкрепляющими? Такие поведения появляются случайно (их появление не учащается и не уменьшается), до тех пор, пока собака не решит, что вы хотите, чтобы она демонстрировала именно ЭТО поведение. Например, если ваша собака приподняла переднюю лапу, после этого вы послали ее за апортом. Элемент «приподнятая лапа» станет частью упражнения в двух случаях: если собака получила удовольствие от него (ей удобней опираться только на одну лапу) или если собака уверена, что вы хотели увидеть это поведение (потому что вы каким-то способом поощрили его). Но если это поведение не принесло собаке удовольствия, не сделало выполнение задания более простым, и собака не подумала, что вы хотите видеть это поведение в дальнейшем, то вероятность увидеть этот элемент в дальнейшем крайне мала. Поскольку большинство таких случайных поведений не становятся частью цепочки после одного повторения, на них не стоит зацикливаться.

Проблема появляется тогда, когда собака находит это поведение подкрепляемым. Периодически вы начинаете замечать, что собака приподнимает переднюю лапу перед тем, как вы отправляете ее за апортом. Как вы отнесетесь к этому зависит только от вас. Если вы хотите избавиться от этого поведения, то выделите эту часть цепочки (ожидание перед посылом) обратно в отдельное упражнение и поощряйте момент, когда собака сидит с двумя лапами на земле. Если лапа приподнята, пересадите собаку и попробуйте снова. Если это поведение для вас не важно, тогда просто оставьте все как есть. В некоторых случаях вам даже может быть нужно, чтобы собака приподнимала лапу – возможно, ваша собака перетаптывается когда ждет высыла. Обучение приподнятой лапе прекратит эту привычку. Чтобы закрепить такое поведение, снова разбейте цепочку на отдельные элементы, поощряйте собаку приподнимать лапу и добейтесь 100% результата, прежде чем вернуть элемент обратно в цепь.

Часть 2: работаем с ошибками в движении рядом.

Теперь я хочу поговорить о движении рядом, потому что именно это упражнение доставляет больше всего проблем. Почему то, что очень просто в теории (иди у моей левой ноги, смотря мне в глаза), оказывается таким сложным на практике?

Движение рядом – это поведенческая цепочка, состоящая из одного поведения, которое повторяется снова и снова и снова… Каждый шаг в движении рядом либо выполнен правильно (согласно критериям, установленным ведущим) или нет. Основной критерий никогда не меняется – держи своё тело у левой ноги всегда в одной и той же манере в независимости от того, что я делаю, и сконцентрируйся на мне.

Если вернуться к информации, изложенной в предыдущей статье, то мы поймем, что если собаке разрешено сделать следующий шаг, значит предыдущий шаг был выполнен корректно с точки зрения ведущего.

Например, первые три шага собака делает великолепно. На четвертом шаге собака быстро оглядывается по сторонам, но возвращается в позицию на пятом шаге. С шестого по девятый шаг собака немного отстает, затем с десятого по тринадцатый шаг собака идет рядом идеально. Ведущий очень доволен завершением цепочки и дает собаке награду.

Помните, что если собаке разрешено сделать следующий шаг, то предыдущий шаг подкрепляется этим шагом, потому что каждый следующий шаг ведет к финальной награде. Цепь включает в себя ВСЕ поведения от начала до награды. Разрешение продолжить упражнение сообщает собаке, что все было сделано правильно, и награда придет. И она приходит!

А что если что-то было неправильно? Что если собака быстро оглянулась по сторонам или на паре шагов чуть-чуть отставала, но продолжила движения хорошо, чтобы в конце концов получить награду. Что произошло в этой ситуации?

Если это отклонение было позитивным для собаки, значит вы разрешили этому отклонению стать возможной частью цепочки под названием движение рядом. Когда вы в следующий раз начнете движение рядом, возможно вы увидите эти отклонения снова.

Итак, что вы должны делать?

Как мы обсуждали в прошлой статье: прервите действие и начните его с начала.

Если вам не нравится какое-то поведение и если вы считаете, что оно может быть самоподкрепляющим для собаки, вы должны устранить его из цепочки.

Конечно, прерывание и начало упражнения заново работает только тогда, когда собака знает как выиграть. Например, если ваша собака криво сидит, и вы начинаете упражнение заново, это сработает только если собака знает как правильно сидеть в позиции рядом. Добавление требований, которые не были отработаны до четкого и быстрого исполнения вне цепочки, не принесет никакого положительного эффекта. Наоборот, это очень тяжело для собаки и может привести к тому, что собака просто «закроется».

Вот не обработанное видео того, как Лура отрабатывает упражнение на движение рядом в новом месте. Для нее это достаточно тяжело.

Открытие видео - КЛИК по картинке!!!

Цепочка с 6 по 21 секунду выполнена правильно, как я ее и учила – она получает награду.

Цепочка с 31 по 46 секунду тоже хорошая, и, несмотря на то, что она не выполнила команду «кружись», она все равно награждена. По логике, я должна либо выделить команду «кружись» из цепочки либо оказывать ей больше помощи, когда прошу выполнить эту команду, поскольку у нее возникли проблемы с исполнением без помощи внутри цепочки.

1:05 – она посмотрела в сторону, поэтому я корректно завершила цепочку

1:11 – она посмотрела на препятствие и я снова завершила цепочку.

1:17 – снова ошибка (здесь мне уже пора начать волноваться, что она не может сделать лучше)

1:24 – здесь успех. Эта награда за период с 1:21 до 1:24

Теперь я попытаюсь начать цепь с начала.

1:49 – 1:54 – совершает ошибку в конце – ту же, что и несколько раз до этого.

Нет смысла продолжать этот путь ошибок. Если собака систематически застревает на одном и том же месте в цепочке, то вы должны прекратить делать то, что делаете и отработать этот момент в отдельности. Как вы будете это делать зависит от собаки и от того, почему на ваш взгляд у собаки возникает эта проблема.

В данной ситуации, я иду прямо к месту где у нее возникает ошибка и прошу сделать только необходимый мне последний шаг. Я иду медленнее чем обычно, чтобы оказать собаке больше помощи. Мы делаем этот элемент в течение следующей минуты – с таким уровнем поддержки у нее получается выполнить все успешно несколько раз подряд.

После минуты работы только над этим элементом, я снова возвращаю его в цепь.

С 2:57 до конца видео мы делаем финальную цепочку. У собаки все получается, и я завершаю тренировочную сессию.
В следующей части мы продолжим рассматривать поведенческие цепочки и их отношение к спортивным тренировкам.

Часть 3: работаем с обобщениями.

Сегодня мы рассмотрим, как поведенческие цепочки интегрируются в процесс обобщения. В частности, как мы должны поощрять, если цепочка выполняется великолепно в одной среде, но рассыпается в другой?

Давайте возьмем для примера моего 9-месячного щенка.

Дома Брито может великолепно ходить рядом от 15 до 20 шагов с самыми разными поворотами и отвлечениями. Такая цепочка заслуживает печенье. Супер! Это печенье поощряет всю отличную цепочку.

Но как обстоят дела в местном парке? Те же 15-20 шагов обязательно буду включать в себя нюханье, смотрение по сторонам и, в случае с Брито, побег с целью найти что-нибудь более интересное. Брито любопытный щенок с большим количеством интересов, его поведение совершенно нормально. И совершенно нет причин подавлять его интересы и пытаться заставить его работать раньше, чем он будет готов сам. То, что мне надо сделать, это дать ему свободу, чтобы он сам выбирал между возможными вариантами: исследование территории, ограниченное коротким поводком или мои веселые игры. Моя работа заключается в том, чтобы просить его о таких коротких цепочках, которые будут ему под силу. Вариант поработать с мамой одну секунду и получить награду должен быть интересней, чем вариант саморазвлечения в ограниченном пространстве.

Все это значит, что мне нужно переосмыслить какая цепочка является подходящей в этих более сложных условиях.

В парке я должна упростить мои запросы, так чтобы успех был наиболее возможен. Вместо 20 шагов рядом, я радуюсь взгляду, направленному на меня и предлагающему поработать. Он может смотреть на меня как с фронтальной позиции, так и с боковой. И если в этот момент собака сильно вдохновлена процессом работы или очень сосредоточена на мне, мы может сделать один, два, три шага рядом. Моя задача – наградить раньше, чем цепочка рассыплется! Если он совершает ошибку, как только цепочка началась, то я просто вышагиваю из позиции, и когда он вновь включается в процесс, мы пробуем снова. Сделай мне 5 шагов идеально вместо 50 шагов посредственно.

Вот видео занятий с Брито с парке. Обратите внимание, что все, что от него требуется это посмотреть на меня с энтузиазмом (самый первый шаг в цепочке). Если он посмотрит на меня и придет в исходную позицию, я буду давать ему лакомство практически без остановки до тех пор, пока он остается в позиции. Вы можете заметить, что щенок смотрит по сторонам после каждого щелчка/кусочка. Меня это не беспокоит, т.к. лакомство означает конец цепочки. Если после лакомства он быстро не возвращает взгляд ко мне, то я выхожу из позиции, тем самым эффективно завершаю возможное начало цепочки под названием «игнорируй маму в позиции рядом». Когда я чувствую, что Брито успокоился, я прошу о немного большем. На самом деле Брито учит не столько цепочку движения рядом, сколько цепочку сфокусированности на мне. Он учится, как фокусироваться и получать удовольствие от своей работы при наличии сильных раздражителей. Если честно, то сфокусированности добиться гораздо сложней, чем движения рядом, поэтому именно фокусировка является моим приоритетом.

Прогресс медленный, но стабильный. Постепенно он все быстрее и быстрее возвращается вниманием ко мне, все быстрее фокусируется на работе, все решительнее садится в исходное положение. И это отлично! На 5 минуте он уже по-настоящему готов работать.

Если он перегружается (делает несколько шагов рядом, а потом уходит), то это нормально. Он может идти. Но без награды. Когда он вернется, мы начнем эту цепочку снова.

Если после нескольких ошибок я понимаю, что требую слишком многого, то я с удовольствием уменьшаю свои ожидания. Но если ошибки происходят слишком часто, то нужно переоценить свой план тренировок. Частое «уменьшение ожиданий» значит, что вы постоянно хотите слишком многого от собаки.

Если ваша собака не может работать из-за эмоциональных переживаний (тревога, волнение, беспокойного поведение), то эта ситуация отличается от любопытства и тяги к окружающей среде. Вы должны завладеть головой вашей собаки в игре, прежде чем думать о тренировках. Самый быстрый способ, который я знаю, чтобы создать у собаки пожизненную привычку закрываться или приходить в состояние бешенства в новых местах, это просить работать больше, чем собака может, каждый раз когда вы попадаете в новую среду. Не попадайте в такие ситуации.

Часть 4: основы теории научения.

Теперь давайте немного отвлечемся от поведенческих цепочек, чтобы познакомиться с оперантным и классическим обусловливанием. Мы объединим эти понятия позже, когда будем рассматривать более сложные сценарии.

Оперантное обусловливание (оперантное обучение, условный рефлекс) – это один из путей, которым животные учатся чему-то новому. Оно заключает в себя простое утверждение «если/то». Животное осознанно понимает, что «если я делаю Х, то ты делаешь Y». Так, если собака садится, собака получает лакомство. Осознанность играет здесь очень большую роль. Животное должно понимать, как его поведение влияет (или не влияет) на результат. В предыдущих частях мы обсуждали поведенческие цепочки, и все они были основаны на оперантном обучении.

Классическое обусловливание (безусловный рефлекс) – это еще один способ, которым животные учатся. Это простая ассоциация между двумя вещами. Она может включать эмоции (радость, грусть, нервозность), физические реакции (больше или меньше движений) или непроизвольные реакции (слюнотечение, гормональный выброс и т.д.) С точки зрения собаки цепочка поведения на классическом обусловливании может выглядеть так: «Хозяйка готовит мою еду. Когда еда будет готова, я буду есть. Я люблю есть! Слюни образуются у меня во рту, потому что готовка еды происходит всегда перед тем как я ем. Процесс еды делает меня счастливым. Ощущения счастья делает меня взволнованным и заставляет мое тело двигаться активней. Когда я вижу еду, я чувствую себя настолько возбужденным, что я начинаю прыгать по кухне!»

Теперь перед вами цепочка поведения на безусловном рефлексе – собаке не надо «обдумывать» что либо, чтобы запустить эту цепочку. Собаке достаточно несколько раз поприсутствовать при приготовлении еды, чтобы цепочка сформировалась. И в оперантном и в классическом обусловливании был процесс научения. Но в первом случае это было сознательное событие, а во втором – нет.

Процесс научения был? Да. Научение вызвало ожидаемые изменения в собачьем поведении? Да. Было ли это сознательное решение – пускать слюни, чувствовать возбуждение и прыгать вокруг? Нет. Это безусловный рефлекс на процесс еды и ее приготовления как противоположность осознанному выбору. Но конечный результат одинаковый – поведенческая цепочка сформировалась. На самом деле, большинство примеров научения имеют в себе оба компонента: классический и оперантный, но для простоты, мы пока что не будем это рассматривать.

Люди так же испытывают на себе оперантное и классическое научение.

Мне недавно пришлось испытать на себе реакцию на классическое обусловливание. Мои новые друзья присоединились ко мне на тренировке, и мы решили потренировать работу в ринге. Один из друзей взял на себя роль судьи и вызвал меня в ринг. И я почувствовала, как начинаю нервничать! И хотя я отлично знала, что это не состязания, меня все равно захлестнули эмоции, которые я испытываю на настоящих состязаниях, когда судья вызывает меня в ринг. Я начала проявлять усиленные требования к поведению моей собаки, а мое сердце стало биться чаще. Логично ли? Нет. Я знала, что это не состязания. Но классическое обусловливание не должно быть логичным. Оно просто есть.

Итак, теперь, когда мы понимаем, что классическое обусловливание «просто случается», какое отношение это имеет к тренировкам? Когда вы учите собаку ходить рядом, имеет ли это какое-то отношение к классическому научению?

Да, потому что собака начинает ассоциировать вас со всем процессом обучения. Какие бы эмоции собака не испытывала во время тренировки, они будут так же распространяться и на ваше присутствие как тренера. Это называется условно-рефлекторная эмоциональная реакция (Conditioned Emotional Response), и она образуется через классическое обусловливание. Ваша собака не выбирает быть счастливой, когда вы готовите еду; это происходит само. Собака не сама решает стать счастливой в начале тренировочной сессии с тренером, который использует большое количество вкусного лакомства; это происходит само. Это отличная новость для тех из нас, кто соревнуется в таких мероприятиях, где нельзя использовать лакомство. Мы не можем принести игрушки и лакомство в ринг, но мы всегда приносим с собой условно-рефлекторную эмоциональную реакцию собаки. Если реакция положительная, то наше присутствие дает собаке отличную эмоциональную поддержку, потому что одно наше присутствие уже делает собаку «счастливой».

И оперантное и классическое обусловливание приводят к обучению чему-то новому, и оба требуют понимания, когда вы решаете, как отреагировать на поведение собаки в определенный момент времени.

Чтобы оперантная поведенческая цепочка сформировалась, собака должна знать, что это поведение имеет последствия. «Каждый раз, когда я смотрю на хозяйку в положении рядом, я получаю лакомство». Собака пробует другие варианты поведения (нюханье, взгляд в сторону и т.д.), но находит, что они не работают и вскоре собака понимает, что единственный путь к лакомству – это смотреть на хозяйку постоянно.

Это очень отличается от собаки, которая кружится и прыгает, пока готовится ее еда.

Но что если хозяину не нравится, что собака вертится все это время? Тогда хозяин может сделать так, что еда будет исчезать каждый раз, когда собака начинает крутиться. Это приведет к тому, что собака переключится в режим оперантного научения. Собака будет стараться понять, почему еда исчезает. Собака начнет объединять свое поведение (которое до этого времени, вероятно, было бессознательным) беспокойства с тем, что еда исчезает. Тогда она попробует другие варианты, чтобы проверить работают ли они лучше. Например, «если я тихо сижу, то еда продолжает накладываться в миску, а когда я начинаю крутиться, еда исчезает».

В вышеприведенном примере, вы переключили с безусловного рефлекса на условный, чтобы повлиять на поведенческую цепочку. Время подачи сигнала очень важно в данной ситуации. Если еда исчезает на первой же секунде, как собака начинает кружиться, то собака быстро поймет связь. Но если владелец непоследователен (иногда кружение собаки заставляет еду исчезнуть, иногда нет) или если владелец реагирует слишком медленно (собака вертится уже 5 секунд, а хозяин только начал убирать еду), собаке будет гораздо сложней понять, что же заставляет еду появляться и исчезать. Так же, чем дольше игнорировался выработавшийся безусловный рефлекс, тем сложнее собаке осознать, каких изменений хочет хозяин.

Поведем итог. Классическое и оперантное обусловливание различаются, но они связаны. ВСЕ оперантное научение включает в себя и классическое научение, потому что собака бессознательно вырабатывает эмоциональную реакцию на процесс тренировки. Будем верить, что это только радость, позитив и энтузиазм, потому что эта безусловная реакция влияет на чувства собаки к тренеру. В то время как все оператное научение включает в себя классическое, обратное утверждение было бы неверно. Не все классическое научение является оперантным.

Вы смогли прочитать это все… Почему вас должна волновать эта тема? Потому что понимание классического научения – это единственный путь понять, почему я так часто даю собаке лакомство или игрушку, даже если поведение меня не устраивает. В этих ситуациях, я выбираю поставить на первое место эмоциональное состояние собаки. А это тема следующей статьи.

Часть 5: щенячий подзыв

В этой части мы рассмотрим отношения между оперантным научением, классическим научением, условно-рефлекторной эмоциональной реакцией, и как каждый из них может быть использован при тренировке.

Давайте рассмотрим сценарий:
Вы ведете вашего 4-х месячного щенка в новый парк для небольшой тренировки. Вы начинаете тренировочную сессию, отрабатываете пару секунд и хорошо награждаете за это щенка. Ваш щенок хотел заработать награду и заработал, демонстрируя то поведение, которое вы от него ожидаете. Это оперантное научение. Вам даже удалось собрать вместе три великолепных шага в движении рядом – мини поведенческая цепочка! Великолепно!

А потом ваш щенок видит бабочку и убегает за ней, прежде чем вы успеваете что- либо сделать.

Через минуту, щенок вспоминает, что вы существуете и смотрит на вас. Вы надеетесь, что если вы позовете его с достаточным энтузиазмом в голосе, ваш (теперь уже уставший) щенок скорее всего подойдет. Что вам делать? Подзывать? И если щенок подойдет, нужно ли давать ему лакомство? Если вы дадите ему лакомство, что вы поощрите: подзыв или побег с последующим подзывом? Или вам нужно просто вернуться к работе и забыть о лакомстве за возвращение? Или свернуть тренировку и пойти домой?
Помните, раньше мы обсуждали, что бы ни произошло во время поведенческой цепочки, оно становится частью цепочки? Получается, что если вы подзовете щенка, наградите его за подход, то вы создадите поведенческую цепочку, которая будет называться «работай, убегай, бегай за бабочкой, возвращайся, получай лакомство»?

Возможно. Но в данном сценарии, возможность создания такой поведенческой цепочки не самый важный фактор при данных обстоятельствах.

В данном примере щенок сознательно выбрал беготню за бабочками, или он просто побежал? Если бы щенок сделал выбор (посмотрел на бабочку, посмотрел на лакомство и выбрал бабочку), тогда я бы начала беспокоится о том, что у собаки зарождается очень нежелательная цепочка убегания и возвращения.

Но с молодой собакой, велика вероятность, что щенок не выбирал убегать за бабочкой. Скорей всего щенок увидел бабочку, и лапы сами побежали – сработал охотничий инстинкт. Если щенок не принимал сознательного решения, то не стоит волноваться о появлении оперантной поведенческой цепочки. Это касается классических поведенческих цепочек (основанных на безусловным реакциях), собака не выбирает, чтобы эти цепочки появились; они просто возникают и становятся сильнее с практикой. Поэтому тренер должен создавать такую среду при тренировках, чтобы побеги случались как можно реже. Со временем, собаки учатся фокусироваться, контролировать свои порывы и любить работать. Чем сильнее эти качества развиваются у собаки, тем меньше вероятность, что она сбежит посреди тренировки. В тоже время, старайтесь не позволять таким побегам случаться (используйте поводок, работайте в условиях, которые вы можете контролировать, находитесь с собакой в постоянном контакте, предлагайте собаке задания, с которыми она может справиться в данных условиях).

Итак, возвращаясь к нашему сценарию. Что я буду делать?

Я дам щенку лакомство за возвращение. И я буду очень стараться, чтобы побег не повторился.

Если вы сейчас уставились в монитор, совершенно не веря тому, что прочитали, то подумайте вот о чем: с каждым вашим выбором всегда идет компромисс. Ведь дело не только в поведенческих цепочках; не забывайте и об эмоциональной составляющей, которую мы рассматривали в прошлой части!

Какую условно-рефлекторную эмоциональную реакцию мы хотим, чтобы испытывал ваш щенок, находясь с вами в общественном месте? Безопасность! Радость! Лакомства! Одобрение! Помните, побег уже случился – теперь он в прошлом. Щенок уже не думает о том, что было минуту назад, он думает о том, что он чувствует сейчас, когда взаимодействует с вами. Сделайте эмоциональную реакцию к вам позитивной. Кормите и играйте, даже если вы готовы убить щенка за то, что было минуту назад.
Если вы не дадите щенку лакомство, в следующий раз вероятность того, что он придет при подзыве, выше или ниже? Очевидно, что вероятность этого снижается. В следующий раз, когда щенок будет стоять, смотреть на вас и думать подходить или нет, он будет находиться в оперантном состоянии, потому что он будет принимать решение, основанное на предыдущем опыте. Вручите ему лакомство за возвращение и в следующий раз, когда он убежит от вас, вероятность его быстрого подзыва возрастет.

В действительности, идеальная ситуация с молодым щенком в общественном месте полна лакомств, игрушек, коротких игр и практически никакой работы. Просто поддерживай со мной контакт, все остальное я сделаю сам. Единственная вещь, которая должна ассоциироваться у щенка с вами в общественном месте – это как здорово быть здесь, есть лакомство, наслаждаться одобрением хозяина и нарабатывать безусловный рефлекс на общественные места – поглядывать на хозяина, потому что в любой момент он может дать лакомство. Когда щенок выработает стойкую ассоциацию и у него появится тенденция смотреть на вас, в ожидании лакомства, можно сделать первый маленький шаг к оперантному обучению.

Вы просто добавляете небольшие критерии – теперь у вас появляется «если/то» утверждение. «Если ты следуешь моим правилам, я дам тебе лакомство». Теперь уже нет необходимости продолжать давать лакомство в этой среде просто так. Теперь вопрос звучит по-другому: «Что ты можешь сделать, чтобы заработать поощрение?». На этом этапе, если собака решит, что не может или не хочет так напрягаться за имеющееся поощрение, вы можете остановиться. Вам не нужно скармливать лакомство просто так. Просто убедитесь, что то, что вы просите от собаки выполнимо для нее, и она может побеждать в большинстве случаев. И конечно, работайте по 1-2 секунды за раз, не больше.

Вы будете допускать много ошибок в тренировках, это нормально. Даже опытные тренера не всегда все делают правильно. Придя домой, разберите вашу тренировочную сессию. Что вы сделали совершенно правильно? Что можно сделать лучше в следующий раз? В правильном ли направлении движется весь процесс обучения?

Если да, тогда все в порядке. С другой стороны, если вы вдруг поймете, что вы боретесь с одними и теми же проблемами из месяца в месяц, а собака уже давно вышла из щенячьего возраста, тогда нужно подумать над тем, что вы имеете. Какую эмоциональную реакцию испытывает ваша собака по отношению к вам и тренировкам? Может быть, собака активно вас избегает? Собака делает сознательный выбор или просто реагирует на окружающую среду? Если собака постоянно демонстрирует поведение, которое вам не нравится (например убегает), как вы изменили свои тренировочные сессии, чтобы сделать это невозможным (поводок или работа в маленьком помещении) или уменьшить вероятность возникновения (обедненная окружающая среда или работа над улучшением концентрации)?

Яндекс.Метрика